Здравствуйте, Юлия. Критерии выделения систем из окружения - вовсе нетривиальная задача. Можно, конечно, сразу напугать, что она не только нетривиальная, но и невыполнимая и неформализуемая. А если еще вспомнить про первый системный парадокс, то лучше и вообще не браться за такую задачу
(напомню, что этот парадокс формулируется так: для определения СИСТЕМНЫХ элементов исследователь должен сначала задать СИСТЕМУ. А для задания СИСТЕМЫ исследователь должен четко определить в том числе и СИСТЕМНЫЕ элементы).
На самом деле практические решения порой значительно очевиднее, чем их теоритеческие отражения.
Но Вы правильно заметили, что, пожалуй, первое, что надо сделать - это выделить границы системы через определение состава ее элементов. Ну и последнее замечание: у каждого из исследователей система будет своя!
Какже поступить в случае юридической компании?
1. Выделить контекст, в котором Вы будете рассматривать систему. Зафиксировать его. Какая модель системы Вас заинтересует в данный конкретный момент? Какие организационные решения Вы захотите принимать на основании этой модели? Как ее ограничить, убрав несущественные признаки, которые Вам не помогут принимать соответствующие управленческие решения?
Например, мы можем выбрать контекст юридическая компания как объект налогообложения в структуре других видов бизнеса; как некоторую штатную структуру, которая формируется на основании существующих квалифицированных кадров в регионе; как субъект конкурирующего рынка юридических услуг, как объект изучения статистическими (правоохранительными, налоговыми...) органами и т.д. В зависимсти от контекста Вам надо выбрать и исследователя (наблюдателя) - его место и роль относительно этой компании.
О контексте можно говорить бесконечно, потому как бесконечны взаимоотношения между всеми сущностями.
Опять же на практике все проще.
Очевидно, что юридическая компания может рссматриваться как элемент в системе юриспруденции всей страны. Но вряд ли Вас в данный момент интересует данная страта рассмотрения.
Если Вы владелец компании, Вас в первую очередь будет интересовать система генерации прибыли.
Если Вы уже ограничили себя соответствующим составом услуг (как Вы понимаете, от него зависят и границы системы тоже) владелец рассматривая компанию,которая дает ему прибыль, должен ограничиться следующим контекстом: оргштатная структура, связи с лицензирующими, судебными, исполнительными, налоговыми, статистическими органами, конкурирующая среда, партнерская среда, клиентская база.
Может чего забыл - добавьте.
Исходя из этого контекста, рассматриваем сущности, не просто как-то влияющие на нашу компанию, но и СУЩЕСТВЕННО влияющие. Проще всего сразу включить в составэлементов компании всех сотрудников. Но это не всегда правильно. Например, в крупных компаниях типа ГАЗПРОМа есть куча структур, не имеющих никакого отношения к генерации прибыли (в первую очередь социальные подразделения). Но и у Вас компания может включать в себя штат людей, не имеющих никакого отношения к прибыли. И наоборот - сторонние люди могут повлиять на прибыль, например, уборщица из арендуемого Вами помещения.
Вообще говоря, если я "чистый" владелец (сам не занимаюсьтактическим управлением) мне бы хотелось рассматривать систему состоящую из генерального директора и банковского счета
Если у меня таких компаний 100 штук по всему миру, меня совершенно не интересует штатный состав этих компаний.
Мы ограничимся наиболее распространенной ситуацией, когда владелец управляет стратегическ одной компанией.
Тогда в состав элементов штат мы включаем однозначно весь. Себя, как владельца без права голоса в ежедневом управлении, исключаем.
Критерии включения сущности (себя) в состав системы: способность генерировать прибыль (это наш контекст), возможность участия в тактическом управлении (если мы не участвуем, мы не влияем на генерацию прибыли ежедневно - только в отчетный период, например, по итогам года. Но и после этого мы, принимая сратегические решения только даем вектор развития, но не генерируем прибыль сами). Для получения "веса" в силе связи, мы можем использовать формальные-не формальные критерии участия каждого сотрудника в прибыли компании. Исходя из этого, мы можем, например, исключить из состава систмы бухгалтерию, учебный отдел, АХО. Но на основании собственных рассуждений об их причастности к процессу генерации прибыли - оставить эти подразделения.
Рассуждая уже достаточно долго, мы только конкретизировали Ваш впрос, но не приступили к его решению
Что делают владельцы таких компаний на практике?
Набирают персонал, ставят цели перед топ-менеджерами и ждут конца года, когда им на счет придет определенная сумма, которая их устроит или не устроит.
Какова близкая к идеальной структура, приносящая прибыль? Я сейчас буду рассуждать как владелец, конечно.
Я нанимаю директора, он нанимает нужное количество юристов, продавцов, остальные процессы отдаются на аутсорсинг (бухгалтерия, ИТ, АХО, маркетинг). Если такая компания начиает приносить деньги, для увеличения прибыли мне просто достаточно создать больше подобных компаний.
Другая крайность, когда владелец сам становится директором, покупает помещение (соответственно навешивает на себя хозяйственные расходы), нанимает юристов, продавцов, маркетологов, бухгалтеров, АХ персонал.
Понятно, что вычислять границу системы в каждом случае необходимо, исходя из существующих реалий.
Если в состав системы Вы включите весь штат, Вамнадо решить - будет ли в систему включаться владелец, исходя из рассуждений выше. "Силой связи" (критерием выбра) в нашем контексте будет: "участиев генерации прибыли".
Для определения внешних сущностей (а ведь границы системы они определяют тоже) необходимо воспользоваться тем же методом. Т.к. налоговые органы, очевидно, могут повлиять на прибыль компании,они должны быть выделены, как сущности, связанные с нашей системой (как и владелец), влияющие на нее. Однако налоговые органы никак не участвуют в генерации прибыли и не могут быть включены в состав системы.
Понятно, что есть некая связь между нашей компанией и, например, юридическимикомпаниями в Европе. Однако вес таких связей (их влияние) несущественен. Хотя тоже зависит от компании - может у нее сть какие-нибудь партнеры в Европе-Америке
Ну вот, в кратце описал проблемы определения гранц
Так надо проанализировать все сущности, так или иначе влияющие на нашу компанию. Благодаря такому анализу появится и побочный положительный эффект: руководство может задуматься над выделением непроизводственных структур в отдельные виды бизнеса или в передаче их функций на аутсорсинг